АНШЛАГ ТУРЕЦКОГО

В Москве состоялись юбилейные концерты арт-группы «Хор Турецкого», завершившие уникальный тур по 50 городам России, посвящённый 15-летию коллектива.

Официальным перевозчиком хора в юбилейном туре «Рождённые петь» выступило ОАО «РЖД». С 21 сентября по 11 декабря на специальном поезде, предоставленным компанией, солисты группы исколесили всю страну, собирая аншлаги. Последний, 57-й по счёту, состоялся в минувшее воскресенье в Государственном Кремлёвском Дворце.

Начало концерта выдалось каким-то слишком «механическим». Словно предоставляя возможность зрителям как следует рассесться на своих местах, десять солистов при закрытом, хоть и очень красивом в огнях, занавесе дебютировали двумя ариями из опер на итальянском языке. Качество исполнения было высочайшим, но всё же не покидало ощущение, что на сцене работает хорошо отлаженная, пусть и единственная в своём роде, машина. А хотелось больше живости.

Оказалось, что это был всего лишь «затакт». Художественный руководитель хора Михаил Турецкий объявил следующий номер - ассорти из лучших фрагментов мировой оперы. На первых аккордах свадебного марша Вагнера занавес, наконец, поднялся, и зрители тот час оказались в 19-м веке, благодаря соответствующим декорациям и группе музыкантов в характерных для того времени костюмах, представляющих образ симфонического оркестра.

Идущее следом блюдо ассорти сразу же произвело эффект разорвавшейся бомбы. Уникальный тенор-альтино Михаил Кузнецов в костюме «Царицы ночи» выдал её арию из оперы Моцарта «Волшебная флейта» для колоратурного сопрано. Спеть такое в состоянии далеко не каждая оперная певица. Кузнецов - не просто в состоянии, он делает это легко и непринуждённо. Если сумму тембрового размаха и голосовой мощности исполнителя поделить на два, то получится Елена Образцова. Если на четыре - Витас.

Но - долой математические выкладки, когда германо-французско-итальянская классика продолжает шествие по Кремлю. В цикле ещё прозвучали фрагмент из оперы Верди «Трубодур», «куплеты Мефистофеля», а завершила оперный блок ария Тореадора из «Кармен». Публика все опусы воспринимала легко, в том числе потому, что аккомпанемент старинных произведений был достаточно модернизирован под современное ухо. Что, впрочем, совершенно не портило классический вкус блюда. В каждой из арий отличились отдельные солисты, но «переплюнуть» «Царицу ночи» было, конечно, нереально - в процессе бурных аплодисментов по окончании Кузнецов удостоился персональной овации.

Следом за оперой шёл её призрак - «мелодия из Бродвейских подмостков», как охарактеризовал популярный в 19-м веке мюзикл «Призрак оперы» Михаил Турецкий. Надо заметить, что руководитель хора на протяжении всего концерта выступал не только, и даже не столько солистом и дирижёром, сколько темпераментным конферансье. Практически к каждому номеру имелась оригинальная, остроумная, хоть иногда и не лишённая излишнего пафоса подводка. Выпускник хорового училища имени Свешникова и Российской Академии музыки имени Гнесиных проявлял более, чем незаурядный артистизм при общении с публикой. Дай бог коллективу долгих лет жизни, но в случае чего - готовый конферансье в лице Турецкого эстрада уже имеет, не сомневайтесь.

Одним из самых запомнившихся номеров стал бессмертный французский шансон «Вечная любовь», где солистом выступил тенор Олег Бляхорчук. Несмотря на не слишком звучную фамилию, это один из самых лирических голосов хора, что и было в очередной раз доказано. При помощи сотоварищей зал был доведён французско-русским исполнением почти до слёз. После такого смесь «Jingle bells» с «Увезу тебя я в тундру» показалась каким-то недоразумением, нежданным гостем, или даже выпадающим из сенсорно-мелодического ряда членом.  

Очередным пунктом назначения в путешествии в 19-й век стал Петербург. Его воплощением явился мини-мюзикл, состоящий из «Лирических сцен» Чайковского по произведениям Пушкина «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Учитывая то, что проблем с исполнением партий для женских голосов «Хор Турецкого» не испытывает, классика была воспроизведена в полном объёме. И разумеется, «изюминкой» стали фирменные ритмообразующие обработки аккомпанемента. Всем знакомые темы «Онегин, я скрывать не стану», «Что наша жизнь? Игра!», а также проходящий рефреном «Хор игроков» были материализованы с помощью элементов «ритм-энд-блюз». Это, пожалуй, можно назвать «фирменной маркой» хора - то, из-за чего публика способна все двенадцать чайковско-пушкинских минут  просидеть, затаив дыхание.

Длительность следующего номера оказалась обратно пропорциональна последовавшим овациям. По-другому, собственно, и быть не могло - когда в течение полутора минут девять человек a capella изображают «Полёт шмеля», голосами заменяя сложнейшие оркестровые партии одноимённого произведения Римского-Корсакова, это не поддаётся никаким описаниям. Кровеносные сосуды зрителей в те секунды наполняются адреналином в геометрической прогрессии. Поэтому с последним аккордом каждый из них выплеснул эмоции настолько, насколько могли позволять правила приличия. 

Вот на таком кураже музыканты подошли к номеру, который Михаил Турецкий объявил как посвящение «Российским железным дорогам». Попурри из хорошо известных песен советских времён, так или иначе связанных с подвижным составом, по традиции звучит на каждом концерте юбиляров. В Кремле же особый антураж «железнодорожному» отрезку придавал демонстрирующийся на громадном экране летящий вперёд паровоз. Забегая вперёд, скажу, что подобные видеоэффекты и в дальнейшем сопровождали немало звучавших хитов.

Ещё пара песен с ностальгическим оттенком (лагерная «Голуби летят над нашей зоной», перепетая в академической манере, и «Мишка-одессит», подхватываемая публикой на «раз-два-три»), и на сцену вышел Иосиф Кобзон. Поздравив героев вечера, мэтр задался вопросом, кто же из нынешней попсы нынче в состоянии три вечера собирать полный зал Кремлёвского Дворца. «Если только Басков с Киркоровым, скрещенные вместе», - наверное, эту шутку он тоже произносил третий вечер кряду. Но главная «домашняя заготовка» ещё ждала своей очереди. После исполнения «Капитан, улыбнитесь», перекликающейся с битловской «Yello submarine», и «Тумбалалайки» Иосиф Давыдович обозначил радость от того, что Россия такая многонациональная, и «сцену предоставляют всем народам, населяющим нашу страну, в том числе и вам». Шутка удалась, но тут же отбросив её в сторону, народный артист сказал немало добрых слов в адрес руководителя хора и посвятил ему великолепный «Кадетский вальс» («Душу - богу, сердце - даме, жизнь - государю, честь - никому»). Исполнил Кобзон его, как всегда, безумно искренно. Показалось даже, что в конце на глаза его навернулись слёзы. 

Завершалось первое отделение блоком композиций всё тех же «Биттлз» и известным попурри из «песен СССР», во время которого на экране транслировались кадры советской хроники, а на сцене то и дело колыхались красные флаги. И после ударного номера «Back in USSR» с имплантированными в него цитатами «Распутин», «Казачок» и «Moscow» (привет группе «Чингиз-Хан»!) Турецкий поведал о том, что это была всего лишь преамбула, а сама «амбула» будет во втором отделении.

Начальные аккорды этой самой «амбулы» резко контрастировали с теми, с которыми зрители полчаса назад уходили в буфет, а также в дамские и курительные комнаты. Лишь спустя некоторое время стало понятно, что нам представляют диалог всех религий. Это оригинальная задумка Михаила Турецкого, в которой солисты, поочерёдно исполняя музыку разных конфессий, как бы объединяют их в единое целое. Здесь и «Реквием номер семь» Моцарта, и «Отче наш», и «религиозный Бродвей» «Иисус Христос - суперзвезда», и «иудейско-еврейская молитва» «Сим шалом». В завершении блока Турецким был объявлен «ветхий завет», коим оказался нестареющий супершлягер Луи Армстронга «Let my people go».

А следующие два номера стали, пожалуй, самыми трогательными на вечере. Сначала хор без Турецкого выбил у публики слезу шикарным исполнением грустной песни «Поедем, красотка, кататься», особый драматизм которой придавал удачно и со вкусом подобранный видеоряд. А затем Турецкий без хора сделал то же самое сольным номером «Купите папиросы», когда, наконец-то, стало понятно, что перед нами не только большой дирижёр и талантливый конферансье, но и великолепнейший певец. Во время исполнения он настолько вошёл в образ 17-летнего босоногого мальчишки, молящего прохожих купить у него папиросы, что по окончании ему потребовалось какое-то время, чтобы вновь стать художественным руководителем... 

…И продолжить развлекать публику захватывающими «подводками» к номерам. «Русский городской романс, который при ближайшем рассмотрении оказывается еврейской песней» - это, видите ли, «Шар голубой» (посвящённый, к тому же коллегам из шоу-бизнеса). «Рекламная пауза» - это, знаете ли, «Купите бублики». И вдогонку - «мужской канн-канн»: куплеты Бони из оперетты «Сильва». Сначала в оригинале на немецком языке, а затем и по-нашенски - «без женщин жить нельзя на свете, нет». Стоит ли говорить о том, что танец «канн-канн» был продемонстрирован в исполнении солистов хора…

А следующего танца ждали все. Объявив «Мамбер намбер файв», Турецкий призвал незакомплексованную часть населения московского региона подняться с кресел и принять активное участие в исполнении зажигающего хита. Им оказался, конечно же, «Прыг-скок». Несколько десятков представительниц женского пола настолько живо ринулись к сцене, что закралось сомнение - а не подставная ли это группа? Движения, совершаемые ими, были отнюдь не «с пятки на носок», а нечто вроде рок-н-рольного драйва, когда туда-сюда, словно маятник, дёргаются одновременно все части тела, наиболее активная из которых - голова.     

Хотели ещё, но заправский конферансье попросил знать меру. «Пора возвращаться к классике - мы же интеллигентные люди», - сказал Турецкий, и его хор исполнил «Мурку». А вслед за этим Сберегательному Банку России была посвящена АББАвская «Money» с падающими на экране купюрами и мелькающими лозунгами «Money - это бабки», «Рубль - самая стабильная валюта», и прочими.

Особняком в репертуаре вечера стояла «Песнь ямщика». Попросив отключить микрофоны и все устройства, создающие шум, солисты хора блестяще исполнили её a capello. При полной тишине в зале была отлично слышна живость и чистота золотых голосов России.

«Песня о дружбе» была объявлена как финальная. Дирижёр хора и всего вечера применил, пожалуй, новинку при создании необходимой атмосферы - попросил зрителей поднять вверх мобильные телефоны с включённым дисплеем и держать их в таком положении на протяжении всей песни. Получилось очень красиво.

А дальше зазвучала музыка в стиле «техно», и Турецкий стал прощаться. Поблагодарив всех спонсоров гастрольного тура, он из конферансье стал постепенно превращаться в ди-джея. В течение нескольких минут под музыкальное сопровождение он произносил торжественные фразы, лишённые смысла, из которых не было понятно, конец ли это.

Оказалось, в программе ещё «Финальная песня» из кинофильма «Обыкновенное чудо». По задумке, публика во время неё должна постепенно расходиться, о чём ей и было сообщено. Однако, та её часть, что не поторопилась ранее в гардероб, конечно, не могла покинуть зал во время такого потрясающего исполнения. Даже напоминание перед одним из припевов («Уже можно уходить!») не вызвало никакой ответной реакции, кроме улыбки.

По окончании номера вновь заиграло «техно», и ди-джей Турецкий продолжил держать вахту, посылая приветы аплодирующей столичной публике. Сотоварищи молча соглашались с лидером. Гардероб постепенно заполнялся…      

12.12.05                                                     Евгений СУРОВ
ЕСТЬ COMMENT
ЧТОБ Я ЗНАЛ
V ОБЪЁМЕ
ФОТОВЫСТАВКА
ПЕСНЯ ГОДА
ТВОРЧЕСТВО
в кавычках
ГБ
АНШЛАГ ТУРЕЦКОГО
фото с сайта Хора Турецкого
Сайт управляется системой uCoz