Четвёртый этап чемпионата России по ралли-рейдам завершился заездом на суперспецучастке «Кубок главы Республики Калмыкия». Его трасса длиною в три километра пролегает на холмах «Сити-Чесс» на окраине Элисты. Гадать, кто сидел за рулём белоснежного джипа Hummer с номером 001, долго не пришлось. Конечно же, это был… представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Калмыкия Михаил Капура. А вот рядом с ним на месте штурмана – президент Республики Кирсан Илюмжинов.
Через три с небольшим минуты автомобиль уже пересекал финишную черту. «Так быстро?!» - удивлялись зрители и журналисты.
- Нас вчера предупредили, что результат должен быть в пределах четырёх минут, - пояснил Илюмжинов. - Если больше, то лучше сразу пойти домой спать.
- Как Вам трасса?
- Она очень сложная. Например, после одного из поворотов можно было запросто на камень наскочить. Встречались и ещё сюрпризы в виде одинокого дерева, столбов, внезапно возникающих перед нами. Были неожиданные прыжки…
- Волновались?
- А как же! Мы ведь первый раз по такой трассе ехали. Но у меня был классный водитель.
Здесь в разговор вступил Михаил Капура:
- Я испытал не меньшее волнение. Ведь мне, прежде всего, нужно было довести до финиша своего штурмана в целости и сохранности. Но ни на секунду не исчезало и желание победить. Когда давишь на газ, ни о чём больше не думаешь, кроме как о победе.
- Как долго вы готовились к этой гонке? – снова вопрос Кирсану Илюмжинову.
- Вот прямо сегодня, на трассе и подготовились. Это как в шахматах блиц, пятиминутка. У нас же было не пять, а три минуты.
- Что ещё общего между ралли и шахматами?
- И там, и там приходится думать. Кроме того, в ралли перед тобой не менее серьёзный противник в виде дороги, и ему нужно уметь наносить упреждающие удары – вовремя подсказывать пилоту, где дерево, где камень…
- Расскажите о своём «Хаммере». Это какой-то специальный автомобиль, подготовленный к гонке?
- Отнюдь. Машина совершенно не была подготовлена специально. Просто приделали особый номер и прилепили пару наклеек. И она выдержала все нагрузки!
- Какие-либо преимущества перед другими участниками у Вас были?
- Нет, особых преимуществ не было. Разве только нас проводили до старта. А по ходу трассы условия для всех были одинаковыми.
- Что для Вас и для Калмыкии эти гонки?
- Во-первых, для Республики очень почётно, что один из этапов чемпионата России проходит именно здесь. Это поднимает престиж страны. И во-вторых, я надеюсь, что как можно больше людей теперь займётся этим видом спорта. В любом случае это лучше, чем пиво пить.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы придти в этот спорт?
- Автогонки требуют мужественных, смелых людей. Самое главное - уметь управлять собой, а также хорошо владеть техникой управления автомобилем.
- Станет ли когда-нибудь ралли-рейд национальным видом спорта Калмыки?
- Пока что это новый вид, очень интересный. И до сих пор внимания ему уделялось не так много, как хотелось бы. Если он приживётся в нашей Республике, будет очень здорово. Но для начала нужно как минимум увеличить число местных команд-участниц.
- А почему их было так мало в прошедших гонках?
- А разве мы с Михал Михалычем вас не вполне устраиваем?
- Вы готовы вложить столько же денег в развитие ралли-рейдов, сколько в шахматы?
- Знаете, как говорится, «too much»: и Республика, и шахматы, и Олимпийский Комитет, и ФИФА, и авторалли... Нельзя объять необъятное.
- Но тогда нужно привлекать спонсоров…
- Безусловно. Любой вид спорта должен быть коммерциализирован. Мы знаем историю Олимпийских игр: один период они затухали, но когда президентом МОК стал Самаранч, он вдохнул в игры новую жизнь. То же самое я хочу сделать и с шахматами, и с ралли-рейдами, и с другими видами.
- Ваш сегодняшний заезд повлияет на ситуацию с привлечением капиталов?
- Думаю, да. Скажем, мы сделали неплохую рекламу машине Хаммер: за три минуты по степям Калмыкии! К тому же, наше участие - это своеобразная пропаганда и призыв к остальным приложить максимум усилий для того, чтобы поднять интерес к этому виду спорта. В том числе и помочь финансово. Мы обязаны стремиться к международному уровню. У нас есть все условия для этого: подходящая местность, степь, пески…
- …И самая длинная взлётная полоса на юге России – 3200 метров. Однако сейчас в элистинский аэропорт из Москвы прилетает только один самолёт в день. Планируется ли увеличение рейсов из столицы?
- Да, мы как раз недавно подписали необходимые договоры с разными компаниями. И в ближайшее время должны быть запущены самолёты Як-42 и Ту-154, которые будут летать в Элисту из Внуково и Домодедово.
- Сами Вы по степи на какой машине ездите?
- На роллс-ройсе.
- Садитесь ли за руль и какова Ваша манера вождения?
- Водительские права я получил ещё в школе, но как-то в дальнейшем не сложилось с этим. Видимо, не судьба. Дело ведь ещё в том, что я всё время стараюсь думать много о государстве. А когда садишься за руль, мысли витают совсем о другом. Вот только сегодня я позволил себе на три минуты забыть обо всём на свете и получил от этого огромное удовольствие!