ВОТ, НОВЫЙ ПОВОРОТ...

В Калмыкии прошёл четвёртый этап Чемпионата России по ралли-рейдам «Великая Калмыкия-2006. Золотой Лотос». Специальный корреспондент СпортРепорт стал свидетелем того, как 42 экипажа бросили вызов уникальным природным условиям края и в течение четырёх дней склоняли ответ на главный вопрос соревнования - «кто кого?» - в свою пользу.

 

«РУССКИЙ ДАКАР» - БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ

 

Калмыцкий этап по праву считается самым экзотичным и захватывающим – трассы пролегают вдоль бескрайних степных просторов и единственную расположенную в Европе пустыню. Сложность этапа определяет и его спортивное значение: победители зарабатывают очки, вес которых может дать решающее преимущество перед заключительным заездом, который состоится в Волгограде в октябре.

 

«Русский Дакар» - так часто именуют эти калмыцкие «развлечения» на спортивных машинках. Красивое название? Конечно. Однако спортивный директор команды «Росагролизинг» Андрей Рудницкий надеется, что сей штамп когда-нибудь канет в лету:

 

- Пора уже нам продвигать свою торговую марку, а не пользоваться отчасти брендом  раскрученного марафона, который раз в год смотрит вся Европа. С другой стороны, для сравнения с ралли «Париж – Дакар» есть все основания: трасса в Калмыкии соответствует мировым стандартам, имеет такие же спецучастки длинною в 300-500 метров. Только в Африке их 15, а у нас – 5. И, конечно, песка не так много. Но это уже объективная для России сложность.

 

К пескам мы ещё вернёмся, а пока участникам предстоит пройти первый спецучасток длиною в 300 километров. Порядковые номера стартующих экипажей определились в результате прохождения участка «Пролог» (11 километров). В первой пятёрке – сплошь и рядом претенденты на самые высокие награды: прошлогодние победители калмыцкого этапа в своём классе Алексей Беркут и Антон Николаев; два Константина – Жильцов и Мещеряков; призёр ралли-рейда «Париж-Дакар 2006» Леонид Новицкий (единственный россиянин, дошедший до финиша той гонки); Борис Гадасин и Александр Мироненко из команды «Бизнес Кар Рейсинг» - победителя Чемпионата России по ралли-рейдам-2005 в абсолютном зачёте…

 

А КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ…

 

Сразу же не везёт гонщикам из команды Russian Team Борису Букатову и Сергею Додонову. Их автомобиль, не доехав несколько сотен метров до финиша «Пролога», встаёт из-за поломки полуоси. Экипаж в те минуты полон решимости справиться с проблемой, но никто ещё не подозревает о том, что необходимую запасную деталь до конца дня так и не удастся достать (а ждали её из самой Москвы!), и лавочку придётся закрывать досрочно.

 

- Среди профессионалов нет таких, кто в ходе гонки ждёт запчасти из Москвы, – съязвит потом на пресс-конференции Алексей Беркут, «король первого дня» соревнований.

 

Экипаж команды «Росагролизинг ФСО» теряется после прохождения первого контрольного пункта. Принимается даже решение поднять в воздух вертолёт для обнаружения пропавших без вести. В конце концов, гонщикам удаётся войти в колонну движения участников, но они не укладываются в норматив и в конечном итоге сдают контрольную карту (что на более привычном языке означает – заканчивают своё участие в гонке).

 

Вечером того же дня, не будучи знакомым со многими участниками ралли, пришедшими на пресс-конференцию, я поинтересуюсь, есть ли среди них заблудившиеся на трассе. На что получу по первое число от Беркута:

 

- Перед вами лидеры, а среди них не бывает тех, кто может заблудиться!

 

Алексей Беркут в первый день, равно как и накануне, вообще много появляется перед журналистами и много чего рассказывает. А как же иначе – это ведь он вместе со своим штурманом приходит к финишу единоличным лидером. Забегая вперёд, замечу, что во второй день экипаж номер 202 Беркут – Николаев два раза перевернётся, в результате чего заметно отстанет. Больше никто Беркута ни на одной из пресс-конференций не увидит и не услышит…      

 

ВОТ ПУЛЯ ПРОЛЕТЕЛА

 

О том, что сам по себе «Пролог» ничего не решает, меня предупредил ещё накануне руководитель гонки Игорь Сухов: мол, впереди пески, и кто-то в них застрянет, кому-то придётся долго копаться, а кто-то именно здесь и обеспечит отрыв. Но, думаю, даже он сам не предполагал, насколько сложным и непредсказуемым окажется пустынный участок, пролегающий примерно в двухстах километрах от Элисты.

 

Наблюдая за тем, как чуть ли не каждая первая машина на подъезде к пескам ищет правильный путь (и не каждая находит!), я с нескрываемым удовольствием вспоминаю поспешные заявления Беркута.

 

Впрочем, злорадству в «песочнице» места нет. Совсем наоборот, порой нельзя без слёз смотреть на застревающие экипажи. «Единственная в Европе пустыня» оказывается не по зубам очень и очень многим. Одно неверное движение, и твои колёса прочно оседают в жестоком песке. И что же в таких случаях делать? Ждать эвакуатор из Москвы? Да нет, их и в столице-то не хватает для борьбы с неграмотными «парковщиками». А выход один – брать лопату и копать, копать…

 

Здесь уместно напомнить, в каких условиях находятся гонщики во время заездов. Их бельё и одежда сделаны из специальной ткани, 100-процентной синтетики, которая позволяет находиться в открытом огне порядка 30 секунд. Из этого же материала сделаны сидения внутри автомобиля. Рассказывает Борис Букатов:

 

- В мире всего 4-5 официальных производителей такой одежды. Её, конечно, пытаются сделать максимально удобной и приятной для пилотов, но… К примеру, в африканском климате комбинезоны и сидения не высыхают в течение двух недель. Сказать, что в этих костюмах жарко, было бы преуменьшением. Зачастую у пилотов случаются тепловые удары.

 

…Дмитрию Павлову и Сергею Босько из команды «Нарт Тайм Газэнергосеть», чей «Нисан Патруль» застрял в песке, к счастью, теплового удара удаётся избежать. Хотя, глядя на лица работающих с лопатой и домкратом гонщиков, невольно вспоминается фраза, брошенная накануне Андреем Рудницким в приватной беседе:

 

- Чтобы начать участвовать в таких гонках, нужно только одно: чтобы пролетающая мимо пуля задела твою голову.

 

Процесс откапывания для Павлова и Босько продолжается около 20 минут, в течение которых то и дело слышатся просьбы поделиться водой. Двухлитровая бутылка опустошается в миг путём выливания на ту самую голову, которую наверняка ранее задела шальная пуля. (Для справки: вода внутри кабины хранится в дверях, где помещается максимум шесть литров.)     

 

…Кто-то укладывается в пять минут, кто-то не может тронуться без помощи КАМАЗа, кто-то, откопав автомобиль, забывает взять с собой штурмана… Скучать в пустыне не приходится!

 

ОТРЯД ЗАМЕТИЛ ПОТЕРИ БОЙЦОВ

 

Пески – не единственное препятствие второго дня. Вся линейная трасса протяжённостью 340 километров, часть которой пролегает в прикаспийской низменности, является одной из самых сложных. А заканчивается она в городе Лагань, всего в 45 километрах от Каспийского моря. Здесь же, в Лагани, участникам предстоит непростой во всех смыслах отдых, а техническим мастерам – бессонная ночь за ремонтом транспортных средств. Работы – хоть отбавляй: как я уже упоминал, перевернулась машина Беркута, в результате чего значительно испортился кузов; повреждений не избежали ещё несколько машин-лидеров предыдущего дня. А экипаж Гадасин – Джепаев и вовсе сошёл с дистанции.

 

Первыми же на промежуточном финише отмечаются Александр Никоненко и Валерий Кольчугин. Интрига гонки возрастает до предела, и последующие два дня обещают нешуточную борьбу и захватывающее зрелище. Оправдаются ли ожидания - об этом в следующем репортаже.  

 


© 04.09.06                                                 Евгений СУРОВ
ЕСТЬ COMMENT
ЧТОБ Я ЗНАЛ
V ОБЪЁМЕ
ФОТОВЫСТАВКА
ПЕСНЯ ГОДА
ТВОРЧЕСТВО
в кавычках
ГБ
ВОТ, НОВЫЙ ПОВОРОТ
2      6
Сайт управляется системой uCoz

 Фото Григория Собченко

www.sportreport.ru